Обзор однотактного лампового усилителя Mastersound Compact 845 – Выбор редактора | The EAR
Обозреватель издания The EAR – Ричард Барклэй (Richard Barclay) тестирует ламповый усилитель Mastersound Compact 845 и делится впечатлениями
Компанию Mastersound основал Чезаре Санавио в 1994 году вместе со своими двумя сыновьями – Лоренцо и Лучано, направив свой пятидесятилетний опыт создания выходных трансформаторов для других компаний на разработку собственных ламповых усилителей. Теперь, когда у руля находится Лучано Санавио, портфолио компании расширилось и включает три предусилителя, три усилителя мощности и не менее девяти интегрированных усилителей. Среди актуальных аппаратов Mastersound имеются аппараты, разработанные отцом – Чезаре, это 300B SE и другие. Есть и усилители, созданные Лучано, например, Compact 845, мощный однотактный триод, который находится в центре внимания этого обзора.
Итальянская компания продолжает работать во многом как семейный бизнес на своем производстве в Аркуньяно в Виченце, на котором работает небольшое количество сотрудников, но все они высококвалифицированные специалисты.
Максимально возможное количество продукции производится на месте, включая жизненно важные выходные трансформаторы, преобразующие высокое напряжение выходных ламп в ток для питания акустических систем.Когда вы покупаете усилитель Mastersound, скорее всего, над ним работали не более трех человек.
Утверждается, что эти трансформаторы с ручной обмоткой составляют значительную часть «секретного ингридиента», который отличает Mastersound от конкурентов.
Как следует из названия, Compact 845 основан на мощном триоде 845 – одной из самых больших и мощных вакуумных ламп, созданных для Hi-Fi. Усилитель использует только одну предусилительную (ECC802), одну драйверную (6SN7) и одну силовую (845) лампу на канал. Устройство, которое я получил, поставлялось с лампами Psvane HiFi Series 845B – 845 начального уровня, которые пользуются хорошей репутацией.
Мои трудности с переносом этого 34-килограммового зверя по двум лестничным пролетам в комнату для прослушивания свидетельствуют о том, что Compact в названии не следует понимать буквально.
Основная часть веса приходится на три огромных трансформаторных цилиндра сзади; они также, по-видимому, служат радиаторами, поглощая тепло, что не лишне, поскольку усилитель класса А выделяет его предостаточно. Лампы для левого и правого каналов зеркально отражены и защищены съемной пластиной, которая окружает ECC802 и 6SN7 и возвышается над 845, защищая их, но при этом можно любоваться всей красотой ламп, как и безупречной отделкой аппарата.
На лаконичной передней панели слева расположен поворотный селектор входов, справа — моторизованный регулятор громкости, а выключатель питания искусно скрыт под левым углом.
При включении питания небольшой красный светодиод мигает в течение тридцати секунд, пока лампы предварительно нагреваются, и перестает мигать, когда усилитель готов к использованию. Хотя в руководстве указано, что пиковая производительность достигается после тридцатиминутного прогрева, прослушивание с «холодного старта», так сказать, никоим образом не является трудностью.
Поставляемый пульт дистанционного управления представляет собой базовую вещь, оснащенную только кнопками для регулировки громкости. Он вырезан из того же массива ореха, который роскошно обрамляет корпус усилителя, и имеет хорошие пропорции с закругленными краями, поэтому очень удобно лежит в руке. Пульт работает на радиочастотах вместо обычного ИК-сигнала и не требует прямой видимости усилителя, а рабочий диапазон достаточно велик, чтобы управлять громкостью из другой комнаты.
На задней панели находятся четыре входа источника (три линейных и один балансный) плюс вход Direct. Прямой вход обходит схему предусилителя и регулятор громкости, что пригодится, если вы хотите подключить внешний стереопредусилитель или использовать Compact в качестве усилителя мощности для фронтальных каналов в системе домашнего кинотеатра.
Это однотактный усилитель, и «балансные» входы суммируются с single ended, что снижает входное напряжение вдвое и позволяет избежать больших различий в уровне при переключении между источниками RCA и XLR. На выбор предлагаются выходы для акустики на восемь и четыре Ома, которые подключаются к различным обмоткам выходных трансформаторов, чтобы обеспечить наиболее эффективную подачу мощности на подключенную нагрузку. Наконец, над входом питания находятся два винта регулировки смещения для обслуживания, Compact 845 имеет то, что описывается как полуавтоматическое смещение.
Многие считают однотактные триоды (single-ended triodes, или SET) святым Граалем ламповых усилителей, потому что они являются самыми простыми из всех конструкций с наименьшим количеством компонентов на пути сигнала, ухудшающих точность воспроизведения. Кроме того, поскольку лампы работают в режиме класса А, они усиливают как положительную, так и отрицательную части входного сигнала, избегая потенциального перекрестного искажения, которое возникает в результате «сшивания» этих частей вместе. Более того, большинство SET избегают отрицательной обратной связи, это часто упоминается как причина их превосходной музыкальности и прямоты, поскольку многие считают, что обратная связь вредит динамике.
Эти предполагаемые преимущества идут рука об руку с компромиссами, наиболее очевидным из которых является ограниченная выходная мощность. Подавляющее большинство SET выдает всего от 2 до 8 Вт на канал, поэтому их обычно резервируют для высокоэффективных динамиков.
Однако Compact 845 выдает колоссальные 30 Вт на канал, что ставит его в один ряд с самыми мощными интегрированными однотактными триодами в современном производстве. В системах, где для реалистичной динамики 8-ваттному комплекту может потребоваться сочетание с динамиками с чувствительностью 96 дБ или выше, Compact 845 достигает того же максимального уровня звукового давления с акустическими системами с чувствительностью 90 дБ, что намного ближе к средней чувствительности современных громкоговорителей и дает слушателям больше возможностей выбора.
Отсутствие отрицательной обратной связи означает, что однотактные триоды производят больше гармонических искажений второго порядка, чем их двухтактные аналоги, особенно когда лампы работают на пределе своих возможностей. Хотя этот тип искажений гораздо предпочтительнее гармоник третьего порядка и частично отвечает за приятную тональность, слишком много их может быть нежелательным. Когда лампы работают в пределах своей зоны наилучшего восприятия, уровень производимых искажений второго порядка намного ниже. Благодаря своей высокой максимальной выходной мощности Mastersound Compact 845 имеет гораздо более широкую зону наилучшего восприятия, в которой искажения остаются низкими, и поэтому должен звучать более прозрачно и непринужденно, чем маломощный триод.
Отказ от отрицательной обратной связи создает дополнительные проблемы, которые сложнее преодолеть, включая спад на предельных частотах и повышенное выходное сопротивление.
На степень спада влияет качество выходных трансформаторов, и, основываясь на оригинальных исследованиях Чезаре и пятидесятилетнем опыте, Лучано Саванио утверждает, что свел это к минимуму, разработав новую технологию изготовления, которая подтверждает запатентованные Mastersound трансформаторы с ручной обмоткой как лучшие в отрасли по мощности, динамике и пропускной способности.
Высокое выходное сопротивление повышает чувствительность усилителя к характеристикам импеданса акустических систем, что потенциально может привести к ухудшению контроля басов и окраске частотных характеристик*. Поскольку нет простого способа еще больше снизить выходное сопротивление, не прибегая к отрицательной обратной связи, у слушателей есть выбор: а) минимизировать его эффект, выбрав динамики с пологой кривой импеданса; или б) принять тональные окраски, возникающие при использовании динамиков с большими колебаниями импеданса. Последнее можно рассматривать как желанную возможность исследовать пары громкоговорителей и обнаружить синергию, которая может быть невозможна с усилителями с низким выходным импедансом. Для рецензента в этом кроется проблема. Так как на впечатления может влиять сочетание усилителя с громкоговорителями, использованными во время оценки, в гораздо большей степени, чем у усилителей других конструкций, то это взаимодействие может сильно отличаться от того, которое получают конечные пользователи, если характеристики импеданса их громкоговорителей достаточно различаются.
*По мере увеличения выходного сопротивления усилителя частотная характеристика акустических систем начинает повторять кривую импеданса, поскольку большая мощность передается на частотах, где сопротивление АС возрастает, и меньшая мощность передается на частотах, где сопротивление падает.
Звучание
Впечатления в основном были сформированы с помощью напольных Celestion Ditton 66 и гибридных рупорных колонок Blumenhofer Tempesta 20 – обе имеют схожую чувствительность (около 90 дБ против 92 дБ). Как и многие модели Blumenhofer, кривая импеданса Tempesta разработана для хорошей совместимости с ламповыми усилителями с высоким выходным импедансом, поэтому эта акустика должна быть идеальным партнером для 845. Я также прослушал записи с Tannoy Monitor Gold 15 (95 дБ) и полочниками Spendor S3/5R2 (82 дБ). Эти модели не особенно сложны в управлении, но их кривые импеданса различаются, и было интересно услышать, как это влияет на их звучание. В качестве ЦАП я выбрал мой референсный Schiit Yggdrasil и Bricasti Design M3 — последний немного теплее и мягче первого — оба получают потоки данных с выхода USB Mac Mini.
Когда начинается культовое соло тенор-саксофона, сыгранное Майклом Брекером (братом Рэнди), становится очевидно, что с Compact 845 вы не просто слышите инструменты, вы также чувствуете эмоции музыкантов, стоящих за ними. Саксофон всегда был звездой с его гладким и сексуальным тоном, но Mastersound выводит его на другой уровень, раскрывая гармонические сложности этого инструмента более восхитительно, чем любой другой усилитель, который я прослушивал. Голос Нопфлера также в выигрышном положении, его тон немного уплотняется и звучит более зрело. Джазовый ритм босса-новы, который движет песней, сильнее, чем я помню.
С Compact 845 вы не просто слышите инструменты, вы также чувствуете эмоции музыкантов, стоящих за ними.
Если в миксе есть подлинная просторность звучания, Compact 845 воспроизводит ее соответствующим образом, но это усилитель, который ставит сплоченность выше разделения. Он не создает дополнительного пространства вокруг инструментов без причины – аудиофильский трюк, который часто создает впечатление, что исполнители находятся на расстоянии нескольких метров друг от друга на сцене, которая для них слишком велика. Однако он очень щедр в своем масштабировании. Это особенно выгодно для громкоговорителей, которые по размеру меньше инструментов, воспроизводящих их, это помогает им звучать более естественно. Несмотря на то, что я предпочитаю тональный баланс полочников S3/5R2 с моим референсным Yamaha A-S3000 (100 Вт, класс AB), эти небольшие колонки все же более убедительно заполняют мою комнату в дуэте с Mastersound.
Взаимодействие с акустикой
Через 15-дюймовые динамики Tannoy усилитель воспроизводит последний альбом Леонарда Коэна You Want It Darker (2016) с интуитивной осязаемостью – ощущение не для слабонервных. Мрачные образы заглавного трека усиливаются сильной тональной насыщенностью и огромным присутствием 845, что делает откровенное принятие Коэном своей неминуемой кончины еще более глубоким.
Хотя этот усилитель, возможно, и не обладает хваткой, похожей на тиски, он удивительно маневрен для SET и не теряет самообладания, когда сталкивается с ритмичной музыкой. От шедевра группы Telefon Tel Aviv «Fahrenheit Fair Enough» (2001) до заразительных «Random Access Memories» группы Daft Punk (2013) — он делает замечательную работу по расстановке ритмов максимально четко. Даже с портированными Blumenhofers я не ощущаю дряблости или размытости, когда переключаюсь с Yamaha на Mastersound. Я также не вынужден жертвовать расширением; И Celestion, и Blumenhofer воспроизводят одинаково глубокий звук с обоими усилителями (обратите внимание, что это было бы не так, если бы сопротивление динамиков упало на низких частотах).
Бас усилителя 845 может быть не таким жилистым или резким, но он, безусловно, не лишен текстуры или энергии. Для тех, кто раньше избегал SET из-за опасений по поводу нечетко выраженного или вялого нижнего диапазона, Mastersound Compact 845 должен изменить ваше мнение.
Мои Celestion были практически невосприимчивы к выходному сопротивлению 845, демонстрируя некоторый спад только на самых высоких частотах. Вопреки ожиданиям, это не произошло за счет детализации; там было чуть меньше воздуха и блеска, чем я привык, но тембры инструментов были пугающе реалистичными и, возможно, самыми естественными, которые я слышал от этих колонок. На Tannoy спад начался раньше, но усилитель хорошо сбалансировал их отклик, поскольку старые модели с классическим компрессионным рупорным твитером в стиле «перечницы» имеют тенденцию привлекать к себе внимание. Mastersound и Blumenhofer оказались вдохновляющим дуэтом. Немного приглушив уровень рупорного твитера, одновременно увеличив вес самых низких октав, 845 способствовал более теплой светотени (балансу между светом и тенью) и сделал эту резкую гибридную конструкцию рупора более терпимой к более плохим записям, не притупляя ее захватывающую динамическую атаку.
Тембры инструментов были пугающе реалистичными и, возможно, самыми естественными, которые я слышал от этих колонок.
Spendor'ы пошли в противоположном направлении; они стали ярче в верхней середине и нижних высоких частотах и имели больше остроты с триодным Mastersound, чем с моим 100-ваттным Yamaha, который, по сравнению с ним, был более утонченным и непринужденным. Хотя динамический запас был ограничен из-за гораздо более низкой чувствительности колонок, в небольших помещениях 30-ваттный Compact 845 все же позволил этим мини-мониторам неожиданно приблизиться к своим пределам.
Во время прослушивания я заменил свои референсные акустические кабели и межблочные кабели на высококачественные соединения от японского производителя кабелей Tiglon, поскольку мне хотелось исследовать потолок производительности усилителя. Я начал с акустических проводов MSS-DF100SP-HSE, прежде чем установить межблочные кабели RCA и XLR TPL-2000 и, наконец, заменил стандартный сетевой шнур Mastersound на TPL-2000A. Каждая замена принесла тонкие улучшения в разделении инструментов, извлечении деталей низкого уровня и общей плавности и подтвердила, что 845 легко выявляет слабые звенья в цепи.
Очень стоит инвестировать в качественные кабели для этого усилителя, чтобы выжать эти последние несколько процентов производительности.
Вердикт
Мощный Mastersound Compact 845 устраняет необходимость в высокоэффективных динамиках и ломает сложившиеся стереотипы об однотактных триодах, уравновешивая соблазнительную, ламповую пышность с напористой, динамичной энергичностью. Щадящие нагрузки требуются только в том случае, если вам нужна неокрашенная частотная характеристика. Большую часть удовольствия этот усилитель доставляет благодаря его согласованию с динамиками для достижения синергии, которая просто невозможна с другими топологиями ламп. Великолепный округлый тембр и драматический масштаб Compact 845 передают энергию и эмоции музыкальных произведений с искренностью, которая волнует душу.
Читать полностью: The EAR