Акустические системы KEF R3 | salonav.com, октябрь 2021 г.
Тестирование и обзор от онлайн издания salon av
Трехполосные мониторы встречаются не так уж часто, а эти красавцы в добавок оснащены фирменными соосными излучателями Uni-Q последнего поколения. Сочетание многообещающее во всех отношениях, но как эти решения британских инженеров отразились на звучании, покажут только испытания на самых разных музыкальных жанрах.
При всем невероятном разнообразии акустических систем KEF должен заметить, что именно мониторы всегда удавались британским разработчикам лучше всего. Уж сколько мы за 20 с лишним лет отслушали разной акустики, и если полочники KEF участвовали в тесте, то уж в редком случае не удостаивались награды.
Напомню, что обновленная серия R была запущена в производство с тем, чтобы предоставить более широкому кругу меломанов возможность познакомиться с технологиями, реализованными при создании топовой серии Reference. Правда, в несколько упрощённом виде и не с таким широким выбором цветовых вариантов. Хотя на самом деле при тестировании моделей R11 и R7 ни особых признаков экономии, ни каких-то упущений при изготовлении обнаружить не удалось.
Над обновлением линейки R потрудились на славу: производитель заявляет, что в процессе работы в конструкцию моделей было внесено более тысячи (!) изменений, и многие решения действительно были позаимствованы у моделей Reference.
Прежде всего, были серьезно модернизированы фирменные излучатели KEF Uni-Q нового, двенадцатого поколения. Эта коаксиальная гибридная сборка, состоящая из 125-миллиметрового диффузора из анодированного алюминия и дюймового твитера с 9-лепестковым рассеивателем, капитально переработана. Конструкцию Uni-Q компания постоянно улучшает более 30 лет, и в серии RЗ таких улучшений более чем достаточно. Основательно переработана магнитная система, улучшено временное согласование между излучателями, а для повышения «прозрачности» твитера добавлен демпфирующий материал позади алюминиевого купола. Еще одна инновация — внешняя кольцевая накладка Shadow Flare, которая снижает дифракционные эффекты, возникающие на краях передней панели. Вещь с виду простая, но полезная — дифракция нарушает линейность частотной характеристики, создавая локальные пики и провалы.
Основательно переработана магнитная система, улучшено временное согласование между излучателями, для повышения «прозрачности» твитера добавлен демпфирующий материал.
В мониторах R3 также установлен новый низкочастотный драйвер калибра 6,5 дюймов (165 мм), т.е. здесь мы имеем три полноценные полосы с частотами раздела 400 и 2900 Гц. Да и внутренний объем немаленький, при узкой передней панели глубина корпуса у них 336 мм. Так что полочными эти мониторы можно назвать с большой натяжкой — лучшим местом для установки будут массивные стойки, это всегда идет на пользу и динамике, и внятности баса.
А бас здесь по всем признакам быть должен — инженеры KEF конструктивно изменили подвесы НЧ-динамиков так, что линейное смещение диффузоров вдвое больше, чем у предыдущей R серии. В фазоинверторном оформлении НЧ-драйвер начинает работать от 30 Гц при спаде на 6 дБ (и от 58 Гц при -3 дБ). Диффузоры в виде вогнутой полусферы имеют структуру сэндвича с тонкой алюминиевой фольгой на бумажной основе. Классическое сочетание металла и волокнистого материала успокаивает резонансы, дает высокую жесткость при малой массе. А это означает возможность работы в поршневом режиме с низкими искажениями. Для повышения скорострельности, т.е. преодоления инерции подвижной системы, была усилена магнитная сборка динамика.
Для новой серии R были разработаны и принципиально новые фазоинверторные порты. Они выполнены из эластичного материала, поэтому не резонируют, а переменное сечение с расширением в центральной части препятствует возникновению турбулентных шумов. Кроме того, на обоих концах порт имеет раструбы особого профиля, что устраняет завихрения воздушного потока на входе и выходе.
Все модели серии допускают многопроводное подключение, и R3 не исключение. Вместо перемычек между клеммами, которые могут потеряться, а при неаккуратной установке закоротить выход усилителя, входные клеммы коммутируются с помощью безопасных кнопочных переключателей.
Мониторы выпускаются в трех вариантах отделки — черный и белый лак, шпон американского ореха. Качество изготовления, как я уже упоминал, безукоризненное.
Система для прослушивания была та же, что и при тестировании напольных R7, т.е. знакомый комплект Primare — CD-проигрыватель CD 35 Prisma и интегральный усилитель i35. Мониторы устанавливались на массивных не резонирующих стойках.
Этим мониторы и хороши: они не возбуждают резонансов комнаты на субгармониках ввиду отсутствия последних.
Солидный объём корпуса, на который я обратил внимание в начале, здесь, безусловно, сказывается — по общей динамике и наполненности нижнего регистра «трёшки» хотя и отличаются от «семерок», но не так драматически, как можно было бы ожидать. У мониторов уверенная, энергичная подача с крепким ударом, совершенно неожиданная для 6,5-дюймовых драйверов. И что немаловажно — атака не затягивается, даже на быстрых сериях удары четко разделены, поэтому и партию барабанщика, и создаваемый им ритмический рисунок можно разобрать буквально по элементам.
Перегрузить R3 довольно сложно, они звучат без искажений при таком звуковом давлении, что закладывает уши. У басовиков действительно большой ход диффузора, и даже на пиках уровня до отбоя им далеко — ни компрессии, ни потери контроля, ни смазанной атаки. На таких записях, как Dream Theater, из порта выходит плотный поток воздуха, но я, как ни прислушивался, характерных фазоинверторных шумов не заметил.
Бас при достаточной для большинства музыкальных жанров глубине не сваливается в монотонность. Отсутствует и гулкость, характерная для большинства напольных систем при установке в комнатах, не имеющих акустической обработки. Этим мониторы и хороши: они не возбуждают резонансов комнаты на субгармониках ввиду отсутствия последних. Поэтому в нижнем регистре считывается каждая нота, каждый звуковой нюанс.
Но рупорной окраски на стыке СЧ и ВЧ полос вы не услышите, как ни старайтесь, и это важное отличие конструкции 12-го поколения.
Диаграмма направленности новой сборки Uni-Q достаточно широка на средних частотах, и тональный баланс не имеет нарушений, даже если сидеть чуть в стороне от свит-спота. Верх сфокусирован острее, и поворотом мониторов можно регулировать характер звонких составляющих. Но рупорной окраски на стыке СЧ и ВЧ полос вы не услышите, как ни старайтесь, и это важное отличие конструкции 12-го поколения. И, конечно, по линейности, слитности и временной синхронизации, новая сборка реально близка к точечному источнику. Середина прозрачная, информативная, с невероятным количеством нюансов — из малейших штрихов, тембральных оттенков и послезвучий создается богатая музыкальная картина.
И картина эта по-настоящему трехмерная. В этом отношении у акустики KEF найдется немного конкурентов — Uni-Q прорисовывают пространство так, что слушаешь, и четко улавливаешь положение каждого инструмента, каждого отдельного звука по всем трем координатам. Можно легко отследить и любую партию по отдельности, что многократно усиливает впечатление от любой музыки — чем она сложнее, тем кажется более интересной. Такая способность делать понятным любое произведение — редкое свойство, присущее, как правило, гораздо более дорогим акустическим системам.
И ценно не столько то, что обновленные R3 очередной раз подтвердили признанный статус бренда — они доказали, что по энергетике и общей динамике вполне способны соперничать с напольной акустикой. А по филигранности построения звукового пространства — реально превзойти ее.
СИСТЕМА
- Сетевой CD-проигрыватель Primare CD 35 Prisma
- Интегральный усилитель Primare i35
- Кондиционер питания Powertek PAV3500
- Кабели: межблочный Kimber Kable Select KS1016, акустические Kimber Kable Monocle 2м, сетевые Kimber Kable PK 10 Base.
KEF R3
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)
Конфигурация:
- 2 излучателя, 3 полосы;
- Акустическое оформление: фазоинвертор;
- Диапазон воспроизводимых частот: 58 — 28 000 Гц (±3 дБ);
- Нижняя граница рабочего диапазона по -6 дБ: 30 Гц;
- Чувствительность: 87 дБ (2,83 В/1 м);
- Частоты раздела полос: 400, 2900 Гц;
- Номинальное/минимальное сопротивление: 8/3,2 Ом;
- Рекомендуемая мощность усилителя: 15 — 180 Вт;
- Максимальное звуковое давление: 110 дБ;
- Нелинейные искажения в полосе 130 Гц — 20 кГц: <0,3% (90 дБ, 1 м);
- Варианты отделки: белый и черный лак, орех;
- Габариты с подставкой: 422 x 200 x 336 мм;
- Масса 1 шт.: 13,5 кг.