Оптический эффект — акустические системы KEF R7 | salonav.com, сентябрь 2021 г.
Тестирование и обзор акустической системы KEF R7 от онлайн издания Salon AV
Многие из нас придерживаются правила, известного еще с древних времен: не покупай самое дорогое и самое дешевое. Вот для таких практичных меломанов инженеры KEF создавали свою серию R. А мы, в свою очередь, выбрали из нее для испытаний среднюю напольную модель R7. В ней реализованы все передовые наработки компании, а цена не настолько высока, чтобы присвистнуть и пройти мимо.
Оптический эффект
С тех пор, как инженеры KEF разработали излучатели Uni-Q — а было это в … году — акустика этой марки заняла на рынке особое место. Коаксиальные драйверы применяли и другие производители, но никто кроме KEF не потратил на разработку этой конструкции столько сил, времени и средств. Сейчас мы имеем дело с 12-м поколением Uni-Q, и в каждом из них английские инженеры что-то меняли, дорабатывали и улучшали. При всей своей лаконичности коаксиал — штука совсем не простая, здесь нужно учитывать массу противоречивых требований, а эффекты, возникающие при работе соосных громкоговорителей не описаны ни в одном справочнике, и все приходится изучать экспериментально, создавая и обмеряя сотни экспериментальных образцов. Задача усложняется еще и тем, что конструкция должна быть недорогой и технологичной в массовом производстве, поскольку KEF устанавливает Uni-Q во все свои модели, включая и бюджетные.
Выигрыш в этой технологической гонке желанный для любого производителя — коаксиальный излучатель очень близок к точечному источнику с линейной фазовой характеристикой.
Выигрыш в этой технологической гонке желанный для любого производителя – коаксиальный излучатель очень близок к точечному источнику с линейной фазовой характеристикой, т.е. временные сдвиги между звуковыми волнами разной длины практически отсутствуют. Отсюда — правильная передача пространственных эффектов и идеальный тайминг, очень важный при воспроизведении сложной, в частности, симфонической музыки. Как это «работает», мы и рассмотрим на примере напольных систем KEF R7.
Обратите внимание на то, как расположены динамики на лицевой панели. Два басовых драйвера и новейший Uni-Q двенадцатого поколения образуют конфигурацию д’Апполито, которая в сочетании с фильтрами нечетных порядков обеспечивает более широкую диаграмму направленности по горизонтали, но слегка зауженную по вертикали. В случае R7 последнее обстоятельство не имеет значения, поскольку твитер в них установлен на уровне ушей сидящего слушателя. Об особенностях Uni-Q мы рассказывали не раз, упомяну лишь, что в новой генерации удалось значительно уменьшить окраску звучания за счет устранения резонансов элементов конструкции. Стоит упомянуть и Shadow Flare — недавно разработанный способ уменьшения дифракции на высоких частотах из-за отражений от лицевой панели. В новых Uni-Q волновод твитера, образуемый диффузором среднечастотника, расширен таким образом, что излучение дюймового купола не достигает краев корпуса. В результате выравнивается характеристика в верхней полосе, граница которой у модели R7 заявлена на 28 кГц (±3 дБ).
Стоит упомянуть и Shadow Flare — недавно разработанный способ уменьшения дифракции на высоких частотах из-за отражений от лицевой панели.
Басовое звено здесь усиленное, на паре НЧ-динамиков калибра 165 мм. Диффузоры в виде инвертированной полусферы имеют структуру сэндвича — тонкий слой алюминиевой фольги на целлюлозной основе. Получившаяся в результате жесткость при малой массе обеспечивает работу практически в поршневом режиме с минимальными искажениями. За скорость отклика и линейность хода подвижной системы отвечает усиленная магнитная система. При поддержке фазоинверторов (у каждого басовика свой порт) тандем начинает работать от 27 Гц при спаде на 6 дБ и от 48 Гц при -3 дБ.
Порты, кстати, непростые — они выполнены из эластичного материала и имеют переменное сечение. Такая конструкция, основанная на тонком гидромеханическом расчете, избавлена от турбулентных эффектов и не имеет резонансов во всём звуковом диапазоне.
Системы допускают многопроводное подключение, но перемычек, которые могут сломаться или потеряться, здесь нет. Соединение осуществляется через утопленные поворотные контакторы.
Современный дизайн не приемлет широких и низких корпусов, что правильно — чем уже акустика, тем она занимает меньше места и лучше смотрится в интерьере. Но есть проблема — такой «колодец» сильно предрасположен к органным резонансам. Чтобы избежать лишних призвуков, корпуса серии R (на фото показана в разрезе модель R11) имеют внутри несколько перегородок, разбивающих стоячие волны. Кроме того, такие элементы вкупе со стяжками повышают жесткость конструкции, снижая ее склонность к резонансам. Масса колонки солидная — 31,4 кг.
Грили крепятся на магнитах, причем производитель подчеркивает, что в них используется особая ткань из микроволокна с повышенной акустической прозрачностью. Соответственно, на характер звучания они влиять не должны.
Отделка, традиционно для KEF, безукоризненная. Помимо орехового шпона (на фото) возможны также варианты в черном и белом лаке.
Для прослушивания был составлен комплект, соответствующий колонкам по классу и стоимости — знакомая нам связка из сетевого CD-проигрывателя Primare CD 35 Prisma и интегрального усилителя Primare i35.
На диске Rolling Stones «Steel Wheels» очень непростые партии ударных считывались на слух просто идеально.
Басовые драйверы небольшого калибра хороши быстрой реакцией и резким ударом — сказывается малая инерция подвижной системы. При этом убедительное звуковое давление получается за счет большой суммарной площади диффузоров. Скорость отклика обусловила четкую передачу ритма — на диске Rolling Stones «Steel Wheels» очень непростые партии ударных считывались на слух просто идеально. При поддержке энергичными, пульсирующими нотами бас-гитары получалась прочная, фундаментальная опора для всей звуковой картины. И никакой монотонности — каждый трек со своим паттерном, со своей структурой нижнего регистра.
Твитер традиционно хорош, британские специалисты потратили много сил и времени, чтобы создать ему в Uni-Q идеальные условия. Верхний диапазон легкий, прозрачный, с богатым гармоническим спектром. Медь — настоящая.
KEF R7 относятся к системам, способным вызвать диссонанс между увиденным и услышанным. Внешне — узкие изящные колонки, но врубить могут так, что мало не покажется. Общая динамика неожиданно хороша, на заряженных треках чувствуется настоящий драйв, с убедительным звуковым давлением. На симфонических tutti компрессии не слышно, нет и характерной для большинства коаксиалов рупорной окраски в верхней середине. Что ценно, в характере R7 есть экспрессия, стремление подать музыку эффектно и красиво. Многое здесь зависит от усилителя, но и колонкам есть что показать слушателю.
KEF R7 относятся к системам, способным вызвать диссонанс между увиденным и услышанным.
Именно показать, поскольку пространственная картина с графической точностью прорисовывается в малейших штрихах. Самая острая локализация получается, если колонки слегка развернуть внутрь, тогда масса подробностей будет считываться даже на флангах звуковой сцены. Такая способность создавать почти материальные образы я считаю главным достоинством Uni-Q. Когда видишь живых музыкантов, понимаешь, как режиссер расставил инструменты при сведении, колонкам можно простить и крупне недостатки. Если бы даже они были.
- Сетевой CD-проигрыватель Primare CD 35 Prisma
- Интегральный усилитель Primare i35
- Кондиционер питания Powertek PAV3500
- Кабели:
межблочный Kimber Kable Select KS1016
акустические Kimber Kable Monocle 2м
сетевые Kimber Kable PK 10 Base.
Система
KEF R7
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)
- Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы
- Акустическое оформление: фазоинвертор
- Диапазон воспроизводимых частот: 48 — 28 000 Гц (±3 дБ)
- Нижняя граница рабочего диапазона по -6 дБ: 27 Гц
- Чувствительность: 88 дБ (2,83 В/1 м)
- Частоты раздела полос: 400, 2900 Гц
- Номинальное/минимальное сопротивление: 8/3,2 Ом
- Рекомендуемая мощность усилителя: 15 — 250 Вт
- Максимальное звуковое давление: 111 дБ
- Нелинейные искажения в полосе 120 Гц — 20 кГц: <0,3% (90 дБ, 1 м)
- Варианты отделки: белый и чёрный лак, орех
- Габариты с подставкой: 1109 x 311 x 384 мм
- Масса (одной): 31,4 кг.