Тест усилителя Audiolab 9000A и CD-транспорта 9000CDT: масштабное обновление | stereo.ru, февраль 2023 г.
Старшая серия, серьезная архитектура, солидный звук — при среднебюджетной стоимости
Классические усилители Audiolab высоко ценились аж с начала восьмидесятых. В 1982-м дебютная модель 8000А наделала немало шума на рынке Hi-Fi и надолго стала референсом в сегменте среднебюджетных компонентов. Похоже, что спустя сорок лет компания решила повторить этот трюк, но поднявшись на ступеньку выше.
Новая серия с индексом 9000 заняла позицию флагмана модельного ряда, и ее задача — поднять качество звучания Audiolab на новый уровень. В настоящий момент в серию входят два компонента: интегрированный усилитель с цифровыми входами 9000A и цифровой источник с CD-транспортом 9000CDT. С ними-то мы и познакомимся.
Все лучшее
Концепция создания серии 9000 выглядит очень разумной, практичной и взвешенной, вполне в духе Audiolab. Разработчики взяли за основу функциональность серии 6000, совместили ее со звуковыми технологиями серии 8300, а затем постарались довести результат до совершенства, использовав топовые комплектующие и конструктивные решения, традиционно применяемые в оборудовании класса High End. И о дизайне создатели новой серии тоже не забыли.
Эстетика новых компонентов Audiolab выверена идеально, до миллиметра и полутона. Во внешности наблюдаются как преемственность поколений, так и абсолютно новые, свежие нотки. За классическую составляющую ответственны лаконичные корпуса с характерной шершавой матовой поверхностью фронтальных панелей, дополненные круглыми ручками управления. Порядок расположения трех круглых манипуляторов на фронтальной панели усилителя такой же, как и у других моделей, поэтому владельцы Audiolab со стажем не только идентифицируют новинку с первого взгляда — но и не запутаются управлении.
Ауру солидности и высокой стоимости формируют мельчайшие детали: аккуратно вырезанный в толще фасадной панели и не бросающийся в глаза логотип, идеальная обработка кромок и стабильность зазоров по контуру. Возникает ощущение, что даже винты, которыми собраны корпуса, выбрирали из десятка возможных вариантов специально обученные дизайнеры — настолько гармоничным получился внешний вид.
Главную же роль в оформлении компонентов серии 9000 играют большие ЖК-дисплеи с диагональю 4,3 дюйма. Они выполнены по технологии IPS и отличаются отличным контрастом, действительно темным черным и высокой яркостью. Если бы разработчики хоть немного сэкономили на этой детали, компоненты не выглядели бы столь безупречно. И тот факт, что дисплеи не сенсорные, я бы тоже отнес к плюсам: красивая глянцевая картинка, покрытая отпечатками пальцев, не будет смотреться дорого, а всеми функциями можно управлять с пульта вместо того, чтобы пачкать компоненты.
Еще одна радость для эстетов — возможность выбрать, что именно будет отображаться на дисплее. На основном «домашнем» экране показана вся необходимая информация о режиме работы устройства и небольшая анимация, дающая понять, идет ли воспроизведение.
Кроме нее на экран можно вывести парные стрелочные индикаторы, индикаторы в виде светодиодных дорожек или анимированный логотип Audiolab. Альтернативой всему вышеперечисленному является великое черное космическое ничего — именно это можно разглядеть на полностью выключенном экране.
Я, кстати, попытался услышать, оказывает ли влияние на звук отключение экрана, и не обнаружил разницы. Разве что сам факт отсутствия визуальных раздражителей помогает фокусироваться на звуке. Поэтому выключение дисплея — вопрос эстетического восприятия и комфорта использования.
Железо — топ!
Знакомство с аппаратной частью компонентов серии 9000 стоит начать с главного — схемы усилителя 9000А. В основе лежит классическая аудиолабовская конфигурация, работающая в классе АВ. Особенностью фирменной схемотехники является топология с комплиментарной обратной связью, обеспечивающей исключительную линейность отклика вне зависимости от рабочей температуры транзисторов в каждый конкретный момент времени.
В результате и на малой громкости, и под нагрузкой усилитель звучит одинаково чисто и точно. Также оригинальная схема Audiolab отличается высоким демпинг-фактором, позволяющим контролировать сложную нагрузку. Выходная мощность на 8 Ом составляет 100 Вт на канал и достигает 160 Вт при импедансе 4 Ом — это наивысшие значения среди всех интегрированных усилителей бренда.
Для уверенной отработки пиков потребления энергии блок питания оснащен блоком конденсаторов большой емкости, по 15 000 мкФ в плечо на каждый канал (60 000 мкФ суммарно!), а также массивным тороидальным трансформатором на 320 ВА.
Довести концепцию до совершенства помогает тщательный подбор компонентов, соблюдение принципов минимизации путей аудиосигнала не только в схеме, но даже на уровне прорисовки печатных плат, и прецизионный ступенчатый регулятор громкости, реализованный в виде полностью аналоговой схемы, снижающей влияние на звучание. В конструкции усилителя реализован целый комплекс мер по устранению перекрестного влияния функциональных блоков усилителя друг на друга, что позволяет максимально уменьшить искажение и окрашивание звука, увеличив тем самым разрешение.
Традиционно для Audiolab усилитель 9000А имеет максимально широкие возможности коммутации. Специальная ручка на передней панели переключает режимы: полный усилитель, только предварительный усилитель и специальный режим PRE-POWER, позволяющий использовать предварительный усилитель и усилитель мощности отдельно друг от друга, в том числе включая между ними дополнительные аудиопроцессоры.
С такой схемой пользователь никак не ограничен в плане апгрейда системы и даже может легко совместить стереосистему с системой домашнего кинотеатрм. Входов также имеется полный набор: помимо трех аналоговых несимметричных есть один балансный вход, по два цифровых оптических и коаксиальных, вход USB-B, вход фонокорректора и Bluetooth. Еще имеется выход для наушников.
И абсолютно все функции реализованы на высшем уровне: Bluetooth поддерживает кодеки aptX HD и LDAC; усилитель для наушников собран по схеме с токовой обратной связью и поддерживает модели с сопротивлением до 600 Ом; встроенный фонокорректор ММ-типа также имеет схему с токовой обратной связью, собран на JFET-транзисторах и отличается крайне малым уровнем шума; в основе цифровой схемы лежит топовый ЦАП ES9038Pro с возможностью настройки цифровых фильтров, дополненный функцией полного декодирования MQA.
Такое отношение Audiolab к дополнительным функциям необходимо отметить особенно. Так, например, многие производители Hi-Fi компонентов даже не пытаются реализовать цифровую часть интегрированных усилителей на высшем уровне. Как правило встроенные ЦАПы либо выполняют номинальную функцию и подходят для подачи звука с телевизора или игровой консоли, либо в усилители ставят добротные микросхемы-середнячки, дающие звук, соответствующий Hi-Fi компонентам начального уровня, а сам усилитель при этом принадлежит средней или верхней категории.
И на фоне этой тенденции подход Audiolab выглядит более честным и клиентоориентированным. Прямым продолжением этой мысли является второй компонент системы — цифровой транспорт.
Интегрировав высококлассный ЦАП в усилитель, разработчики избавили от него источник сигнала, сделав его чисто цифровым транспортом. Это, во-первых, существенно уменьшило его стоимость (источник получился почти вдвое дешевле усилителя), а во-вторых, дало возможность максимально качественно реализовать главную функцию 9000CDT — воспроизведение компакт-дисков.
Высокоточный привод вместе с индивидуальным блоком питания установлен в закрытый отсек с защитой от электромагнитных помех и виброразвязкой. Считывающий механизм с ультра-точной системой фокусировки лазера дополнительно оснащен буфером данных, обеспечивающим стабильное и бесперебойное воспроизведение даже не самых новых, потертых и царапанных дисков. Цифровые выходы SPDIF работают под управлением прецизионного тактового генератора, минимизирующего джиттер, и оснащаются малошумящим дифференциальным блоком питания.
Других цифровых выходов помимо оптического и коаксиального у 9000CDT нет, а порт USB-A используется для реализации дополнительной функции — проигрывателя файлов. Однако данная функция имеет ряд ограничений: внешние накопители должны быть отформатированы в FAT, а список поддерживаемых форматов ограничен WAV, AAC, WMA и MP3 с частотой дискретизации не выше 48 кГц (которые будут конвертированы в 44,1 кГц перед подачей на SPDIF выход).
Одним словом, если планируете слушать файлы, используйте лучше ПК, подключённый напрямую к 9000А по USB, тем более что ЦАП, встроенный в усилитель, имеет сертификат Roon Tested и обеспечит гарантированно высокое качество и при прослушивании домашней фонотеки с NAS, и при использовании того же Tidal с мастер-файлами формата MQA.
Один на четверых
В ходе тестирования я использовал четыре пары акустических систем, обладающих различными рабочими характеристиками. Первой парой колонок в тесте стали юбилейные Mission 700, которые настолько хорошо сочетаются с компонентами Audiolab визуально, что выглядят как единый комплект.
Эта связка удивила очень объемной звуковой сценой и хорошо проработанным басовым фундаментом. Подача музыкального материала получилась очень цельной, монолитной, но при этом достаточно четкой и сфокусированной, чтобы можно было различать отдельные инструменты и ритмические рисунки в композиции.
В целом саунд вышел довольно плотный, рокерский. По рабочим характеристикам Mission 700 не являются простой нагрузкой: чувствительность 86 дБ, 8 Ом и максимальная потребляемая мощность 150 Вт. Громкость на усилителе действительно приходилось выкручивать чуть больше, чем на других колонках, однако не было ни намека на то, чтобы 9000А испытывал трудности в данной ситуации.
Следующими были Mission ZX-1 — полочники из топовой серии. Чувствительность у этих колонок выше, потребляемая мощность меньше, а динамики более продвинутые и высокотехнологичные. На фоне 700-х они выглядят малышами и масштаб звуковой картины дают соответствующий, типично полочный.
При этом утонченность СЧ/ВЧ диапазона, прозрачность, филигранность прорисовки отдельных нюансов, полнота передачи тембров у этой модели реализованы на более высоком уровне, что в связке с Audiolab было вполне очевидно. Для некоторых музыкальных жанров, конечно, хотелось подключить сабвуфер, а в остальном оставалось только удивляться тому, насколько выразительно и точно способны звучать эти малыши при наличии достойного источника и усилителя.
В поисках большого звука и заодно — пределов возможностей усилителя поставили напольники Mission QX-5 MKII. При достаточно высокой чувствительности и импедансе 4 Ом они оснащены большим 300-мм басовиком и в пике потребляют до 200 Вт. Большой звук без сомнений был найден — сифмонические произведения зазвучали более реалистично, а сцена получилась по-настоящему большой. При этом пределы возможностей усилителя так и не удалось обозначить. Стоит также заметить, что в связке с 9000A нижние частоты этих напольников были на удивление детализированными и точными.
Четвертая пара колонок — 705 Signature: еще одни юбилейные полочники, но уже от Bowers & Wilkins. Они принадлежат к более высокой ценовой категории, чем все предыдущие модели, благодаря чему обладают достаточной степенью прозрачности, чтобы проявить достоинства и недостатки компонентов если таковые имеются.
В данном случае связка получилась вполне гармоничной и сбалансированной по качеству и характеру звучания. Компоненты Audiolab позволили прочувствовать насыщенность середины, прозрачность верхних и хорошо узнаваемый плотный и динамичный бас.
Ни одна пара колонок не смогла вывести 9000А из равновесия — по хватке на НЧ он и вовсе может конкурировать с лучшими представителями класса D. При этом 9000A дал возможность каждой модели проявить свой фирменный звуковой почерк, не позволяя им при этом расслабляться и хоть немного отступать от партитуры.
Очевидно, что в пределах заявленных рабочих характеристик усилитель вполне способен справиться с задачей, а это значит что для прослушивания музыки дома на адекватной громкости в комнате малой или средней площади список подходящей акустики будет максимально широк.
Благородные черты
Пожалуй, главное свойство системы Audiolab 9000, которое оставалось неизменным на любой акустике — это легкость и ненавязчивость, с которой компоненты воспроизводили музыкальный материал. Нет ни малейшего намека на то, что какие-то пассажи давались системе с трудом — совсем наоборот, даже сложный материал воспроизводился уверенно, точно, без видимых усилий.
Не было заметно и какой-то характерной окраски звука. Как ни перебирай тестовые треки — невозможно понять, работает ли это класс АВ или класс D, лежит в основе ЦАПа чип от ESS или, скажем, от Texas Instruments. При этом понятно на все 100%, что музыку слушать приятно, интересно и комфортно.
Компоненты серии 9000 оказались музыкальны и позволили прочувствовать всю прелесть любого жанра. При воспроизведении танцевальной музыки, рока и метала они динамичны и не теряют контроль даже на быстрых партиях ударных и баса, давая возможность со всей полнотой ощутить энергетику и драйв. В меланхоличных и спокойных треках — хоть джазовых, хоть в электронных — отлично передают настроение и атмосферу, четко прописывая даже самые тихие и вкрадчивые ноты, пробирающие до мурашек.
Важно и то, что вне зависимости от разрешения и класса акустики сохранялась самая главная составляющая — музыкальность. Все ключевые мелодические ходы, настроение, энергетика исполнения отлично считывались, музыка звучала интересно и вызывала массу эмоций.
Чем выше класс колонок — тем больше было слышно нюансов, впечатление от музыки было более ярким и сложным, но суть и главный посыл композиции передавались всегда. То же самое можно сказать о воспроизведении материала разного качества. Более современные, чистые и детальные записи звучат эффектно и реалистично, но и записи, сделанные 60-70 лет назад, не способные удивить ни разрешением, ни частотным, ни динамическим диапазоном, впечатляют не меньше.
Все это — признаки английской звуковой школы, сочетающей достаточно высокое разрешение и точность с выразительной меломанской подачей, не располагающей к аналитике и препарированию музыки на составляющие.
Итог
Серия 9000 хоть и занимает высшую позицию в модельном ряду Audiolab, по цене соответствует скорее средней группе. Есть немало брендов, предлагающих за эти же деньги модели среднего класса, обладающие соответствующим характером звучания — лучше, чем у бюджетной техники, но рано или поздно побуждающий к мыслям о переходе на топовые компоненты.
При этом звучание Audiolab 9000 не имеет выраженных признков среднебюджетного Hi-Fi. Помимо высокой детальности, отличной динамики и способности уверенно отрабатывать сложные музыкальные композиции разных жанров они демонстрируют богатство тембров и некий аристократизм, свойственные скорее топ-сегменту.
В плане функциональности и возможностей коммутации тоже никаких существенных признаков экономии и компромиссов не наблюдается. Разве что добавить USB-выход на транспорт и XLR-выход на усилитель, но это не столь критично. Куда важнее то, что на борту есть ЦАП и фонокорректор, не провоцирующие пользователя на покупку дополнительных компонентов — по крайней мере сразу же. Плюс к этому есть возможность подключения внешнего усилителя мощности для особенно мощных колонок. В сумме эти возможности закрывают все насущные вопросы на много лет вперед.
При знакомстве с серией 9000 несколько смутило отсутствие в серии сетевого проигрывателя, но внимательное изучение универсального пульта ДУ, который отвечает за управление всеми компонентами серии, позволяет сделать вывод, что ждать расширения линейки долго не придется. Во всяком случае рядом с кнопками CD и А, активирующими управление CD-транспортом и усилителем (Amplifier) соответственно, есть так же кнопка N — не иначе речь идет о сетевом проигрывателе (Network Streamer). Будем ждать и заодно надеяться на то, что стоимость стримера окажется такой же демократичной, как и стоимость CD-транспорта.
Достоинства
музыкальное и выразительное звучание, выгодное сочетание цена/качество, высокая выходная мощность и широкие возможности коммутации усилителя, CD-привод хорошо справляется с проблемными дисками
Недостатки
ограниченные возможности воспроизведения файлов с USB-носителей, коммутация транспорт-усилитель ограничена базовыми SPDIF-интерфейсами, нет балансного выхода для подключения внешних усилителей мощности
Цена
Audiolab 9000A — 182 000 рублей
Audiolab 9000CDT — 100 000 рублей
Паспортные данные
Усилитель 9000A
Выходная мощность: 2х 100 Вт на 8 Ом или 2х 160 Вт на 4 Ом
Диапазон частот: 20-20000 Гц (+\- 0,3 дБ)
Искажения: менее 0,002% (на 1 кГц, 50 Вт, 8 Ом)
Соотношение сигнал/шум: более 110 дБ
ЦАП: ES9038Pro
Максимальное разрешение ЦАП: 32бит/768кГц и DSD512 на входе USB
Bluetooth: версия 5,1, кодеки aptX/aptX HD/AAC/LDAC
Входы: 3х несимметричных стерео, балансный стерео XLR, 2х коаксиальных SPDIF, 2х оптических SPDIF, USB-B, вход усилителя мощности
Выходы: для наушников, выход предусилителя
Дополнительные интерфейсы: триггер 12 В
Габариты: 444 x 342 x 89 мм
Масса: 9,4 кг
Цифровой транспорт 9000CDT
Совместимые носители: CD-DA, CD-R/RW, USB-HDD, USB-Flash
Воспроизведение файлов с USB-накопителей: WAV, AAC, WMA, MP3 (до 48кГц)
Выходы: SPDIF (коаксиальный и оптический)
Габариты: 444 x 322 x 89
Масса: 5,74 кг